Как заработать на нейминге
- Нейминг и фриланс
- Конкурсы нейминга на Фрилансе – как это работает
- Сколько можно заработать на нейминге?
- Как победить в конкурсе?
- Резюмируя
Нейминг – один из ключевых компонентов в маркетинговой стратегии. Это самостоятельная область, которую иногда рассматривают как подраздел PR. Неймингом занимаются соответствующие специалисты – неймеры, как правило – профессиональные рекламщики и пиарщики. Однако далеко не каждый начинающий бизнесмен готов платить тысячи долларов за разработку релевантного названия и слогана будущей компании. И это – ваш шанс заработать!
Начнем с азов. Нейминг – это процесс разработки (называя вещи своими именами – процесс придумывания) названия для компании, продукта или услуги. Иногда как синонимичные понятия используются «коммерческая номинация» и «семонемика». Но пусть эти наукообразные слова вас не пугают – речь идет всего лишь о ярком, броском и тематичном названии.
При этом цель нейминга – не просто придумать название, а определить, какое название будет иметь максимальный коммерческий потенциал. Это важно, потому что красивое название и название, которое заинтересует ЦА, далеко не всегда совпадают. И в этом заключается основная особенность нейминга – в составлении наиболее точного образа целевой аудитории.
Нейминг и фриланс
Тотально фриланс начал распространяться в русскоязычном сегменте Интернета с 2005 года, когда был создан одноименный сайт (имеется ввиду fl.ru). Тогда многие поняли, что на самом деле нет необходимости нанимать постоянных сотрудников и платить им фиксированный оклад, если требуется выполнение единичных или периодических, но редких задач по конкретному профилю.
Иными словами, вам не нужен SMM-менеджер в офисе, особенно если у вас один-два собственных проекта, а не студия по веб-разработке и поддержке сайтов. Такого специалиста можно нанять на фрилансе – работнику на аутсорсе не требуется рабочее место, компьютерная техника, соцпакет, фиксированная оплата… То есть это проще и экономически выгоднее, чем иметь своего спеца в штате.
И почти сразу с этим процессом начался другой – бизнесмены стали понимать, что заказать на аутсорсе можно практически любую услугу. То есть менеджер в магазине вам все равно нужен, и системный администратор тоже. Но что относительно PR-отдела и в частности – неймеров? На тот момент в США и Европе уже имелась обширная практика работы с рекламными агентствами, специализирующимися на брендировании. В России такие агентства (именно профессионалы) стали появляться только в 2010-х.
Но тут нужно понимать, что агентство – это всегда дорого. А фрилансер – это не менее качественно, но в разы дешевле. Так зачем ставить задачу по неймингу целому агентству, если с ней справиться один человек? Но тут возникает другой вопрос – как быть уверенным в том, что нанятый сотрудник действительно сможет придумать коммерчески удачный вариант названия? Ответом на этот вопрос стало гениальное в своей простоте решение fl.ru – конкурсы.
Конкурсы нейминга на Фрилансе – как это работает
Конкурсы – один из немногих разделов fl.ru, который практически не изменился за последние 10 лет. Суть его проста – заказчик создает не обычное задание, а конкурсное. От обычного оно отличается только тем, что нужно не просто оставить заявку с предложением сотрудничества в свободной форме, а сначала нажать кнопку «Принять участие».
После того, как вы стали участником конкурса, для вас открывается диалоговая форма с заказчиком. Обратите внимание, что это не персонализированная форма, а общая – то есть в диалоге участвует заказчик, вы и все остальные участники. Однако на этот счет можете не волноваться. Во-первых, пользователи, не участвующие в конкурсе, ваши сообщения не увидят, пока конкурс не завершится. Во-вторых, никто у вас идеи воровать не будет – как раз благодаря полной прозрачности конкурса хорошо видно, кто первым предложил какой вариант.
Обратите внимание, что в конкурсах нельзя участвовать, если у вас нет премиум-аккаунта. А вот остальные параметры не имеют значения – здесь заказчики не смотрят на ваш опыт, рейтинг, портфолио. Важен только результат – победителем становится тот, кто предложит самое удачное название.
Еще одно важное отличие конкурса от обычной задачи – здесь нет функции «Безопасная сделка». Вместо этого бюджет, который указывает заказчик, автоматически резервируется на площадке. Этот механизм выступает гарантией того, что заказчик не обманет, забрав отличное название и не заплатив победителю.
Есть еще несколько нюансов, которые делают такой формат работы безопасным. Например, все конкурсы длятся ограниченный период времени (в отличие от обычных задач), его также определяет заказчик. Во время проведения конкурса участники фиксируются системой автоматически, а заказчик может выбирать кандидатов – тех, чьи варианты кажутся ему наиболее интересными. По завершению конкурса заказчик обязан выбрать победителя, если он этого не делает – средства ему никто не вернет, поэтому на самом деле таких ситуаций не случается. После определения победителя система автоматически переводит ему весь бюджет.
Сколько можно заработать на нейминге?
Учитывая, что таких задач на фрилансе немного, рассматривать нейминг как основной заработок не получится. Но как весомая подработка – вполне. В среднем, конкурс по придумыванию названия для проекта стоит от 5 до 10 тысяч рублей. Эту сумму получает победить конкурса.
Но есть задачи с дополнительными требованиями. Например, у заказчика может быть два однотипных или наоборот – принципиально разных проекта. Соответственно ему нужны два названия – либо схожих, либо наоборот – кардинально отличающихся. Стоимость таких задач нередко достигает 20 тысяч рублей.
Также на фрилансе распространены задачи такого типа – нужно придумать не только название, но и короткий слоган. В теории маркетинга разработку слогана определяют как самостоятельное направление в брендировании, однако реальная практика показывает, что один человек в состоянии сделать и то и другое. Стоимость таких задач колеблется в пределах до 10-15 тысяч рублей. Еще нужно учесть, что в конкурсе может быть не один победитель, а два и даже три. Тогда бюджет делится между победителями, как именно – определяет заказчик.
Как победить в конкурсе?
На самом деле, здесь мало одной фантазии, но и глубокого анализа ЦА не требуется. Главное – понять, чем уникален этот продукт и почему его стоит купить. Эти два тезиса, заключенные в короткое (одно-два слова) и броское название, почти всегда выступают гарантией успеха. Тем не менее, имеет смысл пройтись по теории.
Помните о задачах нейминга:
• коммуникативная – заключается в индивидуализации бренда и его продукции, в продвижении имени бренда на рынке;
• юридическая – имя компании/товара регистрируется в госорганах и служит защитой от подделки;
• коммерческая – релевантное название приводит к увеличению охвата и повышению прибыли.
Учитывайте функции нейминга:
• ассоциативная – создание устойчивой эмоциональной связи между брендом/товаром и потребителем;
• номинативная – определяет бренд/товар/услугу как предмет маркетинга, дифференцируя его от аналогов;
• эстетическая – грамотно составленный бренд вызывает положительные эмоции у потребителя;
• определительная – позволяет сразу указать на основные отличительные признаки данного товара;
• воздействующая – помогает потребителю правильно понять назначение и функции продукта;
• рекомендательная – привлечение внимания потребителя к предмету маркетинга;
• аттрактивная – формирование у потребителя положительного позитивного к бренду и его продукции.
Почти всегда хорошее название состоит из одного слова. Два слова – редкость, три – если только одни односложные (то есть буквально – в один слог). Концептуальное значение имеет язык – русский, английский, немецкий. Здесь нужно учитывать не только значение слова/слов, но и возможные контексты применения, а также эстетичность звучания.
Изучите типологию коммерческих названий:
• прагматонимы – имена собственные, выступающие в качестве товарного знака;
• эргонимы – не являются товарным знаком, это названия фирм/предприятий;
• гемеронимы – это особый вид названий, используемых для СМИ;
• геортонимы – названия для мероприятий, например – фестивалей, концертов;
• порейонимы – названия, разработанные для средств передвижения.
Каждый из этих типов можно смело гуглить и в течение получаса получить четкое представление о том, какое название нужно для данного конкретного конкурса. Умение использовать информацию в Сети – ключевой фактор для неймера, потому что вопреки распространенному заблуждению название для компании/продукта не нужно придумывать. Его нужно подобрать. Некоторым исключением могут стать слова, образованные сращением основ.
Ключевой лексико-семантический метод нейминга – заимствования. Заимствование может быть без адаптации (например «Bounty») и с адаптацией («Комильфо»). Удачные варианты заимствований – ТЦ «Колизей» и магазин «Продукты». В первом случае в коммерческую сферу переносится известное имя собственное с мощным ассоциативным рядом, во втором – вы буквально называете вещи своими именами, и это всегда удачное решение.
Резюмируя
Конкурсы нейминга на фрилансе – это существенная подработка. Выигрывая по конкурсу в месяц, можно за зиму-весну подкопить на отпуск. И здесь не нужен высокий рейтинг. Но нужно желание проанализировать внушительный пласт информации и умение объединить творческую составляющую с аналитической.
Иными словами – сходу выиграть такой конкурс не получится. Но со временем, изучив базис по теории нейминга и приобретя определенный опыт, при должном упорстве вполне реально сделать такой заработок регулярным.
Комментарии: