Ингвар Кампрад: как сконструировать успех

Ингвар Кампрад – личность совершенно уникальная и полная парадоксов. Он продает самые дешевые товары, но получает невероятную прибыль. Он относится к числу богатейших людей планеты, но пользуется общественным транспортом и питается в обыкновенных забегаловках. Ему уже пошел девятый десяток, но он по-прежнему бодр и полон энтузиазма, а его попытки уйти на покой тут же встречаются с негодованием партнеров и покупателей. Ингвар Кампрад не просто управляет крупнейшей в мире мебельной фирмой – он живет этим делом.

Первые шаги на коммерческом поприще Кампрад совершил в нежном пятилетнем возрасте. Тетка купила ему коробку спичек по бросовой цене, а он перепродавал их соседям, завышая цену каждого коробка в полтора-два раза. В дальнейшем вся его бизнес-стратегия будет строиться по такой же схеме: минимально потратиться на производство товара, продать его по привлекательно низким ценам и получить большую прибыль за счет высокого спроса на дешевые вещи. После спичек он стал продавать карандаши своим одноклассникам, затем торговал рыбой, рождественскими открытками и прочими необходимыми мелочами. Так Кампрад постепенно накапливал необходимый опыт, а вместе с ним – и капитал. В 17 лет он открыл свою фирму – IKEA. Первоначально она была зарегистрирована на отца Ингвара, поскольку юный возраст не позволял ему юридически владеть компанией. Тем не менее, фактическое руководство бизнесом сосредоточилось в руках юноши. Вскоре Ингвар создал небольшой каталог, в котором были представлены его товары, и начал торговлю по почте.
Идея нынешней основной специализации IKEA появилась в 1948 году. В Швеции мебель являлась предметом роскоши, поскольку цены на нее были довольно высокими. Кампрад почуял здесь свою золотую жилу – и не ошибся. Он начал с кофейного столика и кресла без подлокотников. Цены устанавливались с ориентацией на людей со средними или даже низкими доходами, поэтому мебель разлеталась, как горячие пирожки. Видя, что дело спорится, Кампрад приобрел небольшой завод и наладил собственное производство. Это позволило одновременно увеличить ассортимент и еще больше снизить цены на продукцию. Дела фирмы шли настолько хорошо, что вскоре Кампрад открыл мебельный магазин. Еще через несколько лет, под впечатлением от американской системы Cash&Carry, он создал огромный молл в пригороде Стокгольма. Здесь впервые были опробованы основные характерные ходы IKEA, которые станут ее фирменными знаками в будущем: разборная мебель в плоских коробках, магазин в виде выставочного центра и многое другое.
После ошеломительного успеха в Швеции Кампрад задумался о расширении рынка сбыта. Его наблюдения во время многочисленных поездок показали, что везде ощущается острая нехватка дешевой мебели. Первый зарубежный филиал IKEA был открыт в Швейцарии в 1973 году. Затем последовала экспансия на рынки Германии, Великобритании, Австрии, Франции. Французские потребители скупали мебель с таким энтузиазмом, что здесь доля продаж оказалась больше, чем на родине фирмы. Вскоре о дешевой шведской мебели узнал и Новый Свет – сначала Канада, а затем и США. В 1990-х годах IKEA появилась и на постсоветском пространстве. На сегодняшний день империя Кампрада охватывает весь мир, кроме Африки. Даже консервативные азиатские общества начинают поддаваться соблазну. Так, филиал компании уже открылся в Китае, и считается только первой ласточкой на восточном рынке.
Успех IKEA – феномен, который обязательно изучается во всех учебных заведениях, специализирующихся на маркетинге. Ни у кого не вызывает сомнений, что своим процветанием компания обязана прежде всего личным качествам руководителя: его невероятной интуиции, смелому творческому мышлению и откровенному трудоголизму. При этом Кампрад никогда не получал образования в области коммерции и даже не изучал специальную литературу по этому вопросу. Всем достигнутым он обязан исключительно себе самому. Несмотря на более, чем преклонный возраст, Ингвар Кампрад сохраняет влияние в компании, фактически отождествляясь с ней. И он не собирается сдавать позиции. По его мнению, все произошедшее – еще только начало пути IKEA.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *